+7
Хорольский район, с.Сиваковка, Центральная, 14
Как добраться?

Воспитание патриотизма у дошкольников в условиях родного села

« Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»

Д.С. Лихачев

 

Одним  из приоритетных направлений воспитательной системы современных образовательных организаций является патриотическое воспитание детей.

В «Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации» констатируется, что воспитательный потенциал российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма резко снизился, поэтому «патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества». Следовательно, духовное оздоровление всего народа связано, прежде всего, с патриотическим воспитанием подрастающих поколений.

С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего образования. С 1 января 2014 введен в действие федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС).

Основной целью образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является – позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Одним из основных направлений реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.

Дошкольное детство – важнейший период в жизни человека, когда закладываются основы его личностной культуры, осваиваются моральные и нравственные ценности общества. Именно в этот период жизни у ребенка формируются представления о самом себе, о людях, о явлениях общественной жизни, о человеческой культуре, что создает предпосылки воспитания гражданских качеств и присвоения нравственных ценностей общества.

На протяжении многих лет наш коллектив целенаправленно работает по патриотическому воспитанию детей. По данному направлению нами достигнуты определенные результаты.

Уважаемые коллеги хотим представить Вам наш опыт работы со старшими дошкольниками, по авторской программе  «Юный патриот».

Особенностью, которой  является то, что она призвана решать задачи патриотического воспитания детей с опорой на национально-региональные традиции родного края, родного села, жителями села, героями ВОВ. Изучение специфики природного и культурного наследия родного края, его уникальность является важным условием воспитания патриотических чувств как важнейшего качества личности будущего гражданина.

Целью программы является создание условий для воспитания у детей дошкольного возраста начал патриотизма и гражданственности в соответствии с их возрастными возможностями.

Задачи программы:

1. Воспитание у детей любви и привязанности к своей семье, родному дому, детскому саду, родному селу.

2. Формирование бережного отношения к природе и всему живому.

3. Развитие интереса к традициям, промыслам, декоративно-прикладному искусству народов России.

4. Расширение представлений о стране, воспитание уважения и гордости за свою страну – Россию, столицу нашей Родины – Москву.

5. Воспитание уважения к защитникам Родины, их подвигам во имя России.

6. Формирование уважения к культуре других народов, толерантности, терпимости, доброжелательного отношения к ним.

 

( из опыта работы):  Система и последовательность работы по патриотическому воспитанию представлена следующим образом: семья, детский сад, родная улица, Родное село, защитники отечества, страна, права и обязанности.

(семья): Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Любовь маленького ребенка – дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям. Формируем у ребенка понятия – семьи, связь времен, составление родословной. Дети приносят старые  фотографии на которых изображены: прабабушки, прадедушки с рассказами о их жизни, труде. Проводим совместные праздники «Папа, мама, я спортивная семья»; «Красна изба пирогами, семья традициями», «Когда семья вместе - тогда и душа на месте». Все это способствует тому, что  у детей воспитывается любовь и уважительное отношение к членам семьи, и к занятиям, формируются  представления о семейных ценностях и традициях.

Каждый год совместно с родителями проводим акцию «Елочка зеленая иголочка» . Дети рисуют плакаты в защиту елочек, призывая жителей села не рубить их, они краса и гордость нашего села, а лучше купить искусственную елочку к Новому году. Развешиваем плакаты в центре села, на почтовых ящиках своих улиц. После праздника считаем, сколько елочек спасли и это радует детей, видя результат своей акции. А также проводим совместно с родителями праздник «День Земли», где мы проводим субботник и высаживаем деревья и кустарники на территории детского сада и за его территорией.

( детский сад): Знакомим детей с детским садом и его сотрудниками. Проводим экскурсии по детскому саду, беседы: «Кто работает у нас в саду?», «Кому, что нужно для работы»; дидактические игры «Кто, что делает», «Узнай по имени и отчеству».

Учим ориентироваться на территории и в помещении детского сада, приобщаем к мероприятиям, которые проводятся в детском саду. Учим соблюдать правила уличного движения и технику безопасности, набирать телефонные номера экстренной помощи, быть внимательными и заботиться о младших детях. Постоянно приглашаем в группу родителей детей и жителей села на  «Встречу с интересными людьми», где гости рассказывают о своих профессиях.

Итогом стало формирование альбома «Мой любимый детский сад», куда были помещены фотографии всех сотрудников детского сада  в том числе Почетных работников.

( моя малая Родина ): Знакомим детей с родным селом Сиваковка, районом, краем родной страной - процесс длительный и сложный. Он не может происходить от случая к случаю, положительного результата можно достичь, только систематической работой. Воспитываем у детей любовь к своему селу, подводим их к пониманию, что наше село- частица Родины.  Мы рассматриваем фотографии старого села Сиваковка – дома крытые соломой, земляной пол, подвесные люльки для младенцев ит.д. сравнивая с бытом сегодняшнего дня.

В сельской библиотеке нас встречает библиотекарь, знакомит детей с собранным за многие годы материалом о малой Родине, рассказывая о культуре, традициях, быте русского народа нашего села, о богатой флоре и фауне о.Ханка , Ханкайского заповедника. Это животные, растения и птицы, которые занесены в Красную книгу.

В селе много значимых объектов, которые посещают дети:

В центре села воздвигнута  памятная стелла посвященная погибшим односельчанам: ветеранам ВОВ, ветеранам героического труда. Более 10 лет тому назад сотрудники нашего детского сада вместе с воспитанниками взяли  шефство  над этим памятником. С большим усердием трудятся дошколята вокруг памятника: очищая территорию от мусора, сгребая сухую траву, вскапывая землю на клумбах, высаживают на них цветы, выращенные своими руками. А взрослые ликвидируют повреждения на памятнике, красят. Восьмого мая совместно со школьниками младших классов, у памятника проводим  «Встречу с Советом ветеранов». Дети одеты в военную форму, с цветами выращенными к празднику встречаются с дочерьми Никипелова Александра Демьяновича ( Кавалера трех Орденов Славы). Дети читают стихи, поют песни о войне, чтят память минутой молчания, дарят подарки Совету ветеранов, сделанные своими руками. На протяжении нескольких лет подряд наши  воспитанники открывают праздничное шествие на 9 Мая.

22 июня мы идем возложить цветы к подножью стеллы. Семьдесят один год прошел, как закончилась война , но не стерлись в памяти героические подвиги наших солдат. Жители нашего села воины – интернационалисты, это отцы наших воспитанников, награжденные за боевые действия.

Каждый год наши воспитанники принимают участие во Всероссийских, Международных конкурсах посвященных дню Победы: « Открытка герою»; «Этот день Победы» и т.д., где занимают призовые места, а в адрес администрации  детского сада приходят благодарственные письма.

 

На территории Сиваковской средней школы установлен памятник погибшим воинам – односельчанам, куда мы ходим на экскурсии, и дети находят фамилии своих прадедов на мемориальной доске. В школьном музее воспитанники видят портреты Юркова Ивана Ивановича Героя Советского Союза , Никипелова Александра Демьяновича -Кавалера трех Орденов Славы,  наши педагоги знакомят детей с их биографиями , рассказывают о их героических подвигах во время войны.

Особый интерес в школьном музее вызывают у детей военные экспонаты ( медали, каска, фляжка и т.д.). Разглядывая и осторожно и бережно трогая их, дети соприкасаются с историей военного времени. На фотостендах  дети узнают своих прадедушек в военной форме, которые защищали Родину; прабабушек- ветеранов труда, которые во время войны пахали на тракторах землю, сеяли, убирали рожь, отправляя на фронт хлеб; зимой вязали носки для солдат- приближая Победу.

В старшей группе создан патриотический уголок с символикой нашей страны, нашего края. У старших дошкольников расширяем представление о значении государственных символов России, воспитываем уважительное отношение к гербу, флагу, гимну Российской Федерации («Государственные символы»). На непосредственно-образовательной деятельности знакомим со столицей нашей Родины – Москвой и другими городами России, знаменитыми россиянами («Кто основал Москву», «Моя Родина-Россия»). На тематических праздниках формируем чувство патриотизма, знакомим с вехами военной истории России («Живи в веках, моя Россия! »). Расширяем представления о защитниках Отечества в разные исторические эпохи. Углубляем знания о Российской армии, воспитываем уважение к мужеству русских солдат («Будем в армии служить»). Формируем тем самым у детей образ героя, защитника своего государства, прививаем любовь к Отечеству и родному краю. В феврале, была организована выставка военной игрушки. В работе выставки принимали участие дети и их родители. В выставке были представлены игрушки, как фабричного производства, так и сделанные руками детей и их родителей.

Основная идея работы по правовому воспитанию дошкольников – признание ребенка полноценной и полноправной личностью. Начинаем работу с детьми старшего дошкольного возраста.  К 6 – 7 годам дошкольник вполне управляет своим поведением, умеет правильно подчинять себя поставленной цели (концентрировать внимание, прилагать волевое усилие), владеет образными и речевыми средствами упорядочения опыта, обладает довольно сложным внутренним миром, этическими образцами, определяющими его действия и отношения. То есть к концу дошкольного детства ребенок становится активным, осознающим себя субъектом собственной деятельности и отношений с взрослыми и сверстниками

Что касается результативности работы данного направления?

На основании диагностических данных выявилось к концу года:

С высоким уровнем -70% детей, со средним –30% детей, с низким – 0%.

Итоговые результаты освоения программы образовательной области «Социализация».

Таким образом, анализ результатов диагностики патриотической воспитанности детей показывает:

- Значительно возрос уровень сформированных патриотических знаний и правильного отношения к миру, стране, природе у дошкольников, показавших в начале года низкие результаты.

 

- На НОД по патриотическому воспитанию дети более внимательным. Они с интересом слушают рассказы о Родине, задают много дополнительных интересующих их вопросов.

 

- С удовольствием рассказывают о семье, традициях, о родном селе.

 

Хорошо знают свое имя, фамилию, пол, возраст, положительно оценивают себя, проявляют интерес к окружающему  миру.

 

- Проявляет любовь к родителям, уважение к воспитателям, интересуются жизнью семьи и детского сада.

 

- Интересуются предметным и социальным миром, имеют представление о том, «что хорошо и что плохо», в оценке поступков опираются на нравственные представления.

- Проявляют интерес к селу, в котором живут, знают некоторые сведения о его достопримечательностях, событиях сельской жизни.

 

- Знают название своей страны, ее государственные символы, испытывают чувство гордости за свою страну.

 

- Проявляют познавательный интерес к социальным явлениям, к жизни людей в родной стране, других странах, к многообразию народов мира.

 

-Уважительно относятся к матери, любят родной дом, семью, уважительно относятся к человеку и результатам его труда. Дети знают родословную своей семьи.

Опыт нашей работы по патриотическому воспитанию дошкольного возраста рекомендуем педагогам, как творчески работающим, так и начинающим, интересующимися данной темой.

                       Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только, если сами мы взрослые будем знать и любить историю своей страны, своего края, села. Педагоги должны уметь отобрать те знания, которые доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим селом. При рождении ребенок – чистый лист, рисуй на нем , что хочешь. Вот и оставляют на этом листе свой след все, кто соприкасался с ребенком, умные, добрые, высоконравственные люди.

Мы надеемся, что наши дети вырастут не «Иванами, не помнящими своего родства», а продолжателями семейных традиций своих родителей и настоящими патриотами своей Родины.

Гордеева Лиана Александровна

старший воспитатель МКДОУ детского

сада №23 с.Сиваковка

Смотрите нашу фотогалерею.

23 Декабрь 2016, 1319 просмотров.